Блоги

Вернуться назад

Для коррекции закона Яровой нужен пилотный проект

6 Марта 2017
Для коррекции закона Яровой нужен пилотный проект Для коррекции закона Яровой нужен пилотный проект Специалисты утверждают, что совершенно непонятно, на решение каких задач нацелен пресловутый «закон Яровой». Инициаторы закона считают его антитеррористическим. Однако с противодействием террористам и прочим нарушителям законов в цифровом пространстве эффективно справляется «Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий» (СОРМ). Не улучшает, по мнению экспертов, закон и безопасность блуждающих по сетям связи данных, относящихся к самым различным видам тайн — частной жизни, коммерческой, банковской, служебной, налоговой, врачебной и т. д., вплоть до государственной, поскольку он требует хранить эти данные непонятно где, как и у кого. Только лицензированных операторов связи в стране насчитывается около 36 тыс., и проконтролировать, как они будут исполнять требования закона затруднительно, если вообще возможно. А ведь еще есть нелицензируемые сервисные компании, предоставляющие услуги поверх сетей и тоже передающие самую разную информацию, на которую распространяются требования закона. Но таких провайдеров даже выявлять сложно, особенно если учесть, что они могут располагаться за пределами страны. Наконец, исполнение «закона Яровой» в нынешнем виде признается экспертами просто невозможным по финансовым и техническим соображениям.
Так, по словам директора департамента управления регуляторными рисками компании МТС Андрея Рего, его компании для исполнения закона нужно не менее чем в тысячу раз увеличить объемы корпоративных хранилищ данных. А чтобы выполнение требований закона не вызвало рост тарифов, не сократило финансирование развития сетей связи оператора, не повлияло на капитализацию МТС, нужно не менее чем в шесть раз снизить подлежащий хранению (по новому закону) объем голосовых данных, передаваемых по беспроводным сетям связи.
Директор по связям с государственными органами компании «МегаФон» Дмитрий Петров указывает на то, что согласно результатам исследований, в которых он принимал участие, в законодательстве ни одной страны нет требований хранить содержательную информацию контактов, осуществляемых с использованием цифровых технологий: наиболее строгие законы требуют хранить только сведения о соединениях: время, место, данные об абонентах соединения и т. п., но никак не содержание. Его вывод: в России пытаются реализовать беспрецедентный закон. Это лишает нашу страну возможности воспользоваться опытом, накопленным другими странами, и подвергает нас ранее неизвестным рискам.
По мнению российского интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, у тех, на кого возлагается исполнение «закона Яровой», на сегодняшний день нет ясности, каких инженерных, программно-аппаратных и других ресурсов эта задача потребует, особенно с учетом не формального подхода, а достижения более высокого уровня информационной безопасности в стране.
Поскольку государство, выступив заказчиком исполнения «закона Яровой», не предложило путей решения этой задачи, наиболее активные представители инфотелекоммуникационной отрасли России предполагают, что за оставшийся до начала действия закона год с небольшим целесообразно провести пилотный проект, достаточно масштабный, на сетях как мобильной, так и фиксированной связи, с привлечением разных операторов, чтобы прояснить, какие необходимо внести коррекции в закон, каких технических, финансовых и временных ресурсов потребует его исполнение, разделить ввод закона в действие на разумные этапы. Правоохранительным органам пилот поможет уточнить, какие реально объемы данных важны для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По оценкам экспертов, примерно полгода займет составление технического задания на пилот, и столько же — сам проект. Предполагается, что проект поможет найти унифицированное для всей отрасли техническое решение, удовлетворяющее требованиям «закона Яровой» и интегрированное с СОРМ (чтобы не дублировать последнюю).
Как сообщила директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета Ирина Левова, на площадке рабочей группы «Связь и информационные технологии» Экспертного совета при Правительстве РФ уже разработан проект дорожной карты пилота, который начинается с подготовки технического задания. Инициаторы проекта предполагают подключить к работе над ним Минкомсвязи, а также другие заинтересованные правительственные структуры.
Источник: PC Week