Статьи

Вернуться назад

Дмитрий Мариничев: "У нас душится электронная коммерция"

29 Октября 2018
Дмитрий Мариничев: "У нас душится электронная коммерция" Дмитрий Мариничев: "У нас душится электронная коммерция"
Дмитрий Мариничев, представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета (Интернет-омбудсмен), о перспективах и сложностях создания национального игрока в сфере e-commerce.

В 2016 году Владимир Путин провел совещание по вопросам развития электронной торговли, где обозначил необходимость создания «сильных площадок», и уже 2 года идею создания русской Alibaba, e-commerce игрока национального масштаба, обсуждают в кулуарах Министерства экономического развития и Минпромторге. Людям, облеченным властью в нашей стране, не дают покоя китайские успехи в электронной коммерции. Создается впечатление, что Россия за счет e-commerce способна выйти на международный рынок, сформировав дистрибуцию российских продуктов  за рубеж, но, к сожалению, это в некотором роде обман. У тех министров, которые разобрались с идеей создания национального игрока, опустились руки: они поняли, что сделать ничего нельзя, эта затея бессмысленна сама по себе.

Про e-commerce в широком и узком понимании

Глобально, под термином e-commerce понимается национальная платформа, которая является одновременно дистрибутором и сервис-провайдером, а также дает возможность производителям подключаться к этой сети, примеры — модель Amazon или китайского ритейла. Такая платформа - это «конкретный» e-commerce, новое поколение, новая жизнь, новая формация, и развивать нужно именно ее. Но она гораздо сложнее, и о ней почему-то мало говорят.

E-commerce в банальном понимании — это простая автоматизация бизнес-процессов, когда офлайн-ритейлер начинает продавать товары или услуги через Интернет. Этот процесс почему-то называют e-commerce, хотя это простая автоматизация системы продаж: компания «выдавливает» из своей цепочки «ненужный» элемент — sales-менеджера или продавца — и перекладывает ответственность за покупку товара на самого покупателя.

С точки зрения бизнеса, нет никакой разницы через какой канал продан товар — в магазине на Тверской, где высокая проходимость, или через сайт. Разница только в том, что на Тверской вы «держите» продавца, а в интернете — робота и оплачиваете услуги программистов, чтобы продавать свой товар. В принципе, для компании, у которой есть товар, ничего не меняется, это простая механика.

Что мешает созданию национального игрока e-commerce в России

Я считаю, что любой рынок вырастает только в условиях ограниченной конкуренции, когда государство регулирует это и дает дополнительные возможности растущему сегменту. Поэтому национальный игрок e-commerce сам по себе родиться не может.

В России идея создания крупной площадки электронной коммерции сталкивается с двумя проблемами:

1.     Отсутствие продукта. В России, оказывается, нечего продавать за рубеж, нет продукта. Эпопея с матрешками и товарами народного творчества, которые можно распространять в Европе, Америке или даже Китае, наталкивается на серьезные проблемы. Чтобы продавать за границу, нужно создать возможности для производства, — все остальное, на мой взгляд, вторично.

2.     Сложности, связанные с российским законодательством: оформление экстерриториальных сделок, вывоз товаров за рубеж, стоимость физического перемещения грузов, пошлины, налоги, НДС несут скорее запретительные, карающие функции, поэтому многие бизнесы будут разрушаться. Например, трансграничная оплата товара, пошлины на границе — это заградительные меры. И этим «рычажком» можно задушить сайты, которые способны что-то продавать в России, как сейчас и происходит, — у нас «душится» электронная коммерция.

Как создать национального игрока e-commerce

Создать глобальные технологические платформы могут крупные компании и альянсы значимых игроков на рынке. Нужно учитывать, что если национальная платформа появится, то на страну она одна. К примеру, Facebook в Америке — тот же e-commerce, только он торгует информацией, а не товарами, как Amazon, — и едва ли появится 20 подобных площадок в стране.

Чтобы создать национального игрока в России, нужно вложить достаточно много денег в популяризацию этой платформы, по крайней мере среди русскоговорящего населения во всем мире. Среди депутатов было предложение дать преференции какой-то одной компании, например «Яндекс», чтобы та формировала логистические, складские комплексы за рубежом для быстрой доставки российских товаров покупателям из Европы.

Также была высказана инициатива дать такому игроку возможность эксклюзивного и быстрого возврата НДС, поскольку не секрет, что при продаже товаров за границу НДС (а это около 20 % оборотного капитала) продавец получает через суд  и, в лучшем случае, через полгода.

Если упростить возврат НДС, то есть реальный шанс развить этот бизнес. Но российские законы не позволяют выдать преференцию какой-то одной компании, поэтому все снова упирается в экономику страны и те возможности, которые она создает для производства товаров и услуг.

По материалам Всероссийского форума по электронной коммерции E-COM FLOW 2018

Яна Морозова, Retail.ru 

 



Источник: Retail.ru