Законодательная работа

Вернуться назад

Эксперты интернет-отрасли провели Ситан-2015

24 Февраля 2015
Эксперты интернет-отрасли провели Ситан-2015 Эксперты интернет-отрасли провели Ситан-2015
В аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ состоялся ситуационный анализ интернет-отрасли - 2015. Ведущие эксперты выявили системные проблемы отрасли и высказали рекомендации возможных решений. Результаты ситана лягут в основу отраслевого блока в ежегодный доклад Б.Ю.Титова В.В.Путину, который состоится в мае 2015.

В мае  2015 года планируется очередной Ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титова, посвященный вопросам ликвидации нарушений прав предпринимателей и предложению мер по совершенствованию регулирования в данной сфере. В 2015 году в доклад Президенту РФ Путину В.В. впервые войдет блок о проблемах и предлагаемых решениях в интернет-отрасли. 

20 февраля 2014 года интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев собрал на площадке Уполномоченного ведущих отраслевых экспертов. Задачей обсуждения было выявление системных проблем и формирование рекомендаций по решениям для Ежегодного доклада Уполномоченного в обозначенной сфере.

Координатор деятельности представителей Уполномоченного Анастасия Алехнович обратила внимание участников на то, какие инструменты решения проблем имеются в их распоряжении. Прежде всего, эксперты могут предложить проект решения, включая формулировку пункта Перечня Поручений Правительства РФ. Кроме того, эксперты могут выявить несовершенства действующего законодательства и внести предложения по  корректировке действующих НПА в рамках процедуры оценки фактического воздействия или инициированию разработки НПА. Эксперты могут также выявить массовые нарушения прав предпринимателей в части правоприменения, и в этом случае вынести соответствующую задачу на Рабочую группу по защите прав предпринимателей при Генеральной Прокуратуре РФ.

В ходе ситана эксперты выявили целый ряд проблем, которые группируются в три высокоуровневые проблемы:

·        Отток российских разработчиков и капитала за рубеж, удар по инновациям и импортозамещению из-за неравных условий конкуренции для российских экспортеров

·        Неэффективность госзатрат и снижение инновационного потенциала отрасли из-за структурных диспропорций рынка в пользу крупных ведомственных исполнителей госзаказа

·        Ухудшение инвестиционного климата из-за возможностей избирательного правоприменения и коррупции.

1.      Отток специалистов и капитала за рубеж из-за неблагоприятного режима конкуренции

Что касается оттока разработчиков и капитала за рубеж, причиной его во многом являются неравные условия конкуренции компаний на мировом рынке. Эксперты отметили в этой области такие проблемы как двойное налогообложение при разработке программного обеспечения, самые высокие в мире нормативы беспошлинного ввоза товаров и прекращение льгот для разработчиков в 2017 году.

Ирина Левова, Директор по стратегическим проектам Института Исследований Интернета, предложила проработать проблему двойного налогообложения отечественных разработчиков. Речь идет о таких российских компаниях, как «Лаборатория Касперского», Group-IB, ABBYY и им подобных, которые из-за того, что статьей 148 Налогового кодекса предусмотрен налог за передачу авторских прав покупателям-нерезидентам, платят двойной НДС, поскольку эта операция не входит в перечень освобождаемых от налогообложения операций. Она предложила внести поправку и предоставить более облегченный режим компаниям, которые производят программное обеспечение, чтобы содействовать продажам отечественного ПО за рубежом. Ирина Левова отметила, что уже проведен ряд консультаций с Министерством связи и массовых коммуникаций, с другими коллегами, получена всесторонняя поддержка этой инициативы. Однако дело в том, что  необходимо поручение, поскольку для решения этой проблемы необходимо создание межведомственной рабочей группы, в которой должны принимать участие и Минсвязи, и налоговая служба, и Минфин, и Минэкономразвития. Ирина отметила: «Создание востребованного организационно-правового механизма в России способствовало бы не только сокращению «ухода» юридических лиц и капиталов за границу, но и возвращению их в Россию, а также более интенсивному развитию национальной IT-инфраструктуры и, следовательно, решению социально-экономических вопросов.».

Президент Ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил развить это предложение, распространив его не только на продуктовые, но и на сервисные компании. Проблема экспортных сервисных компаний в том, что они не могут сделать вычет сумм, которые попадают в НДС, из трат на аренду и прочих, которые платят с НДС. Он предложил пойти еще дальше и предложить не взимать авансовые платежи по НДС при экспорте, а сделать, как в других странах, когда компания доказывает, что экспортировала товар или услугу, а если не экспортировала, то платит НДС. Дмитрий Мариничев поддержал эту мысль, отметив, что в текущей ситуации эти компании надо стимулировать для того, чтобы они захватывали иностранные рынки, и поэтому эту статью затрат им надо убрать, чтобы они были более конкурентоспособными, и чтобы у них было больше интереса размещаться в России, а услуги предоставлять в том числе и за рубежом.

Президент АКИТ Виталий Жигулин предоставил аналитику по проблеме неконкурентоспособности российских компаний интернет-торговли с зарубежными из-за самых высоких в мире норм беспошлинного ввоза товаров. Он рассказал о последствиях такого беспрецедентно  либерального режима регулирования трансграничной торговли. В частности, этот режим открывает двери для активного использования данного канала недобросовестными участниками рынка (таких по данным АКИТ 30-40%) для проникновения контрафакта и ввоза товаров для коммерческих целей без уплаты налогов и таможенных пошлин. Этот режим способствует каннибализации российского рынка зарубежными компаниями, в первую очередь, китайскими интернет-гигантами, - по итогам 2014 года доля кросс-бордера занимает 30-35% от всего российского рынка Интернет-торговли и составляет порядка 7 млрд. долларов, причем по прогнозам экспертов в 2015 году этот сегмент будет составлять до 60% всего российского рынка интернет-торговли. И наконец, существующий режим трансграничной торговли является прямой поддержкой экономики зарубежных стран и создает отток капитала из России  (российский покупатель, совершая покупку в зарубежных интернет-магазинах, оплачивает налог только в казну, а, например, в США посредник добавляет данный налог к стоимости заказа, при этом таможенная пошлина вообще не оплачивается). Виталий Жигулин предложил в качестве решения Правительству Российской Федерации утвердить подготовленный Минфином проект Постановления Правительства РФ, устанавливающий нормы беспошлинного ввоза в РФ товаров 150 евро и 10 кг.

Продолжая тему оттока ИТ-специалистов и капитала за рубеж, Президент АП КИТ Николай Комлев обратил внимание участников на необходимость пролонгировать льготы для разработчиков, отменив срок их завершения в 2017 году, поскольку в случае отмены льготы вероятен массовый отток стартапов за рубеж.

2. Снижение инновационного потенциала отрасли из-за структурных диспропорций рынка

Николай Комлев отметил также как проблему тот факт, что в России крупные корпорации создают собственные инсорсинговые ИТ-компании и отдают заказы только им на нерыночных условиях. Он сказал: «Если эти деньги уходят в свои инсорсинговые компании, то получается, что рыночные интеграторы не получают этих денег. Если они этих денег не получат на развитие, то их место займут готовые зарубежные компании. И при каждом банке, при каждом госпредприятии будет своя IT – компания, при этом любая компания, которая работает на одного заказчика, изначально не может создать конкурентоспособный эффективный продукт. Мы подрываем основу индустрии.» Дмитрий Мариничев предложил рассматривать эту проблему не как локальную, а как более высокоуровневую. Он отметил, что здесь речь идет о неэффективности госзатрат и снижении инновационного потенциала отрасли из-за структурных диспропорций рынка в пользу крупных ведомственных исполнителей госзаказа. Анастасия Алехнович добавила, что способ решить эту проблему – вписать ИТ-отрасль отдельной строкой в норму КОАП по проценту закупок товаров и услуг у компаний малого и среднего бизнеса.

3. Ухудшение предпринимательского климата из-за возможностей избирательного правоприменения и коррупции

Что касается высокоуровневой системной проблемы ухудшения инвестиционного и предпринимательского климата из-за возможностей избирательного правоприменения и коррупции, эксперты предложили в этой связи к решению целый ряд горячих проблем.

Александр Савельев, старший научный сотрудник НИУ "ВШЭ", к.ю.н., юрисконсульт IBM Россия/СНГ, член консультативного совета при Роскомнадзоре проанализировал ситуацию в области закона о локализации персональных данных (ФЗ-242), который вступает в силу 1 сентября 2015 года. Он отметил, что «не так страшно требование локализации как таковой, как то, что до сих пор нет четкого понимания, как будет применяться этот закон». Роскомнадзор сейчас проводит полезную работу, пытаясь разъяснить отдельным представителям индустрии, как следует применять вышеназваный закон, но делает это в закрытом режиме, то есть не дает никаких публичных разъяснений, а следовательно, проблема  правовой неопределенности до конца не снимается. Александр предложил поручить Минсвязи и Роскомнадзору издать публичные разъяснения по ряду вопросов, связанных с применением ФЗ-242 до вступления в силу последнего для того, чтобы у организаций была возможность принять их во внимание при планировании своих затрат на соблюдение данного закона. Также было высказано предложение дать поручение Минкомсвязи и Роскомнадзору активно и своевременно привлечь представителей бизнеса и экспертного сообщества (как вариант – из числа членов Консультативного Совета при Роскомнадзоре) в процесс разработки проектов подзаконных актов, регламентирующих порядок исполнения требований ФЗ-242. Такое поручение, по его мнению, необходимо для того, чтобы госорганы активно включились в консультации с экспертным бизнес-сообществом, чтобы исключить типовую ситуацию, когда их представители «где-то на круглых столах говорят «да, да, да, конечно присылайте Ваши соображения», но де факто дальше запираются в своих кабинетах и сами разрабатывают, и потом вывешивают его для галочки, когда повлиять ни на что уже нельзя. Александр сказал: «Если будут хотя бы разъяснения, и они будут публичные, то будут наконец установлены единые правила игры в части применения закона о персональных данных, и это уже будет, на мой взгляд, значительной победой.»

Управляющий партнер компании «Емельянников, Попова и партнеры» Михаил Емельянников выразил сомнение относительно эффективности подобных разъяснений в связи с недостаточностью их правового статуса. Он объяснил эти сомнения своим опытом работы с разъяснениями Роскомнадзора по биометрии, целью которых было добиться единой практики правоприменения Роскомнадзором в разных регионах. Михаил Емельянников отметил, что появились разъяснения Минкомсвязи и Роскомнадзора,  готовятся, по словам представителей регуляторов, два постановления правительства и два акта Минкомсвязи, Роскомнадзора по 242-му закону, и ожидается, что к лету на едином портале раскрытия информации эти документы появятся. «Необходимо сосредоточиться на тех постановлениях Правительства, которые будут разъяснять эти нормы. Может быть, разрабатываемых актов будет недостаточно, придется идти в суды, доказывать, что речь в законе идет лишь о восьми способах обработки персональных данных из восемнадцати, и ограничения касаются далеко не всех действий с персональными данными», - сказал Михаил Емельянников.

Партнер юридической компании Squire Patton Boggs Иван Трифонов отметил, что после опубликования регламентов и рекомендаций Минкомсвязи РФ о порядке организации и осуществления контроля за обработкой персональных данных, которые планируются в 2015 году, компаниям потребуется не менее одного года для технической подготовки. Он предложил для предотвращения практически полной остановки авиаперевозок и сопредельных отраслей на территории РФ с 1 сентября 2015 года поручить Правительству РФ разработать необходимые решения, позволяющие компаниям из этих отраслей получить отсрочку исполнения 242–ФЗ.

Михаил Емельянников также обратил внимание экспертов на то, что с 1 июля 2015 года все элементы информационных систем органов власти, внебюджетных фондов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений должны находиться на территории Российской Федерации, а 242-ой закон с 1 сентября 2015 года разрешает размещать сайты госуслуг, сайты судебных приставов, сайты органов власти за рубежом. Причем «буквально вчера Алексей Лукацкий опубликовал официальный ответ, полученный из Минкомсвязи, в котором говорится, что при решении вопроса о размещении баз персональных данных надо руководствоваться 242-ым законом, а не 531-ым.» Генеральный директор Ozon.travel Дмитрий Яковлев согласился, что в первую очередь требованиям закона должны удовлетворять сайты органов государственной власти. Он отметил, что это  поможет в том числе IT-компаниям и их интеграторскому бизнесу, который страдает от создания потенциальными клиентами внутренних IT-отделов. 

Управляющая комитетом по маркетингу, рекламе и СМИ Ассоциации «Русбренд» Елена Охлопкова отметила такой аспект проблемы как необходимость хранения персональных данных российских сотрудников иностранных представительств, работающих в России, и предложила вывести их из-под действия закона.

Михаил Емельянников отметил как проблемные два следующих аспекта правоприменения закона о персональных данных. Первый аспект проблемы – это создание буферной зоны на территории Российской Федерации при международном информационном обмене, в случаях бронирования гостиниц, самолетов и т.д. Это потребует больших затрат от бизнеса. Второй аспект проблемы -  это колоссальная проблема для малого и среднего бизнеса, - это затраты на хостинг в соответствии с требованиями нового закона. Михаил Емельянников сообщил, что требование к компаниям использовать российский хостинг ставит их перед необходимостью тратить на хостинг в защищенном сегменте ЦОД в 80 раз (!) больше, чем на хостинг за рубежом, и проиллюстрировал эту шокирующую цифру реальными фактами из практики. В связи с вышесказанным эксперты приняли решение прежде всего организовать сотрудничество с Консультативным советом при Роскомнадзоре с привлечением экспертного сообщества, представителями органов государственной власти, бизнеса и добиться публикации разъяснений. Далее – Дмитрий Мариничев принял на себя обязательство организовать и до конца марта подготовить пакет предложений по хостингу, с учетом в том числе еще одной технической проблемы, создаваемой новым законодательством, а именно требования не только сбора, но и хранения данных в течение 6 месяцев на территории Российской Федерации, - и, возможно, попросить Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титова сделать отдельное письмо в адрес Президента РФ. Кроме того, эксперты решили оперативно изучить международный опыт государственной защиты персональных данных. В этой связи Президент РАТЭК Александр Онищук предложил предоставить данные исследования опыта Бразилии, Малайзии и некоторых других стран, а Директор по стратегии Ассоциации участников MasterCard  Кирилл Смирнов предложил предоставить данные исследования решения аналогичной проблемы в области платежных систем. 

Эксперты также уделили большое внимание анализу проблемы чрезмерных требований к идентификации пользователей в законе о запрете анонимного доступа к Wi-Fi. Михаил Емельянников добавил к списку часто обсуждаемых негативных последствий этого закона для кафе, ресторанов и других провайдеров коллективного доступа к Wi-Fi такой аспект проблемы, как создание огромного количества не предусмотренных законом точек, где накапливаются  паспортные данные гражданина. В России ежегодно в судах рассматривается примерно миллион дел по «плохим» кредитам, и из этого миллиона дел половина выписаны на чужие паспортные данные, особенно в ритейле, - поэтому вряд ли полезно будет увеличение количества точек, где фиксируются паспортные данные российских граждан. Эксперты решили, что необходимо соответствующую норму закона отменить или уточнить в части конкретного определения порядка идентификации и подпадающих под это определение случаев предоставления доступа к сети интернет. Для  этого - провести консультации и подготовить пакет документов с формулировкой и обоснованием позиции экспертного сообщества. В этой связи Ирина Левова предложила предоставить аналитическую записку, подготовленную Институтом Исследований Интернета, по международному опыту идентификации пользователей в Интернете. Она также предложила содействовать подготовке упомянутого пакета документов с учётом наработок уже существующей рабочей группы по идентификации при ЦБ РФ и Открытом правительстве..

 


Прикрепленные документы