Законодательная работа

Вернуться назад

Ситан 2017. О ГИСах и открытых данных

6 Марта 2017
Ситан 2017. О ГИСах и открытых данных Ситан 2017. О ГИСах и открытых данных ПРОБЛЕМА

В настоящее время информационные системы создаются в рамках ведомственных и подведомственных «вертикалей» на проприетарных (закрытых) технологиях, требующих специальных компетенций на протяжении всего жизненного цикла работы систем.
В то же время, инициативы по созданию «универсального государственного оператора», очередной «единой платформы», «национальной платформы» или «единого реестра» создают недопустимые риски безопасности из-за чрезмерной централизации и утери контроля в случае проблем с операторами подобных систем. А дороговизна создания, обслуживании и обновлении огромных централизованных информационных систем становится препятствием к реализации в условиях рационального использования бюджетных средств. Такие подходы приводят к нерациональному и неэффективному расходованию финансовых и человеческих ресурсов и снижению темпов цифровизации экономики и социально-экономического развития России.
Следует особо отметить, что цифровая экономика базируется на множестве сложных горизонтальных связей всех участников информационного обмена: государства, бизнеса, научных учреждений, некоммерческих организаций и граждан.
Таким образом для перехода к цифровой экономике необходимо обеспечить:
•    оптимизацию затрат и консолидацию усилий и ресурсов различных ведомств и бизнеса при формировании цифровых сервисов и технических систем;
•    безопасное распределенное хранение и оперативный доступ к большим массивам цифровых данных в понятных и легко конвертируемых форматах;
•    контроль конвертации данных из закрытых государственных информационных систем в открытые и обратно, при соблюдении требований конфиденциальности и безопасности и управлении ролями различных категорий пользователей систем;
•    снижение стоимости оказания социально- и экономически значимых услуг за счет «удаления посредников» (передачи части функций цифровым системам и агентам).
Таким образом, планируемые к внедрению государственные информационные системы должны удовлетворять набору финансово-технических и архитектурных характеристик, позволяющих в дальнейшем использовать их как системные модули в парадигме цифровой экономики.  Существенной частью этих систем является открытость данных для использования заинтересованными сторонами, включая государство, бизнес и граждан.

РЕШЕНИЕ

Принять нормативно-правовые акты, определяющие необходимость экспертизы действующих и запланированных к построению государственных информационных систем на этапах разработки функциональной спецификации и архитектуры на соответствие следующим требованиям:
•    открытость данных систем, в случаях если производимые информационные продукты не связаны с требованиями обеспечения обороны страны;
•    схожесть с уже действующими системами, для предотвращения неуправляемого роста количества проприетарных государственных информационных систем;
•    возможность финансирования разработки и поддержки работы за счет заинтересованных объединений бизнеса (СРО, ассоциации и союзы) в модели государственно-частного партнерства и/или концессий с обязательным сохранением государственных функций для систем прослеживания жизненного цикла продуктов (метки, контейнеры и упаковки, логистические системы, продукция требующая государственного надзора за качеством, системы против контрафакта и др.), а также систем фискального надзора;
•    возможность передачи исполнения функций идентификации и авторизации граждан РФ и бизнеса банковскому, бизнес сообществам и некоммерческим организациям.
При проведении экспертизы, представляется важным проверять системы на обеспечение совместимости форматов данных, применяемые системы идентификации и адресации для обеспечения автоматического подключения к другим информационным системам, как государственным, так и частным.  
Указанный комплекс мер позволит существенно снизить бюджетные расходы и обеспечит плавный переход к цифровой экономики.
Источник: IOmbudsman.ru