Законодательная работа

Вернуться назад

Позиция по регулированию мессенджеров и OTT-сервисов

21 Октября 2016
Позиция по регулированию мессенджеров и OTT-сервисов Позиция по регулированию мессенджеров и OTT-сервисов В Государственную Думу внесен проект закона №37671-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», получивший известность как «закон об онлайн-кинотеатрах. Проект закона подготовил Медиа-Коммуникационный Союз (организация, объединяющая крупнейших вещателей и операторов связи). Законопроект вводит ограничения на деятельность ОТТ-сервисов (Over the top, деятельность ОТТ-провайдеров по обеспечению обмена информацией или доступа к контенту поверх сети Интернет). Законопроект вводит ряд мер, которые меняют конкурентную среду на рынке видеосервисов, в частности – вводит для видеосервисов лицензирование, требует от них обязательной идентификации пользователей, вводит ограничения на иностранное владение. Законопроект предполагает ограничение доли иностранного участия в компаниях-видеосервисах до 20%. Зарубежным видеосервисам предстоит сделать выбор: локализовать проекты в России, либо покинуть страну. Авторы инициативы указывают на необходимость контроля за новыми сервисами и форматами в интересах граждан.

ПОЗИЦИЯ

Предлагаемые в законопроекте меры регулирования не соответствуют публичным заявленным целям законопроекта. Дополнительное регулирование OTT-сервисов нецелесообразно и избыточно. Достаточно действующего законодательства (Федеральный закон “Об информации..”, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и пр.). Принятие Законопроекта в текущем виде несет в себе серьезные риски для дальнейшего развития отрасли.
Одна из основных идей законопроекта – ограничить иностранное владение видеосервисами, работающими в России. Содержащееся в законопроекте требование оставить только 20% иностранного участия в капитале видеосервисов может повлечь уход с российского рынка видеосервисов большого количество игроков и к сокращению количества продавцов на этом рынке. Для транснациональных компаний ограничение иностранного участия в капитале приведет к тому, что большинство из них свернет свою деятельность в России, а для российских интернет-компаний с иностранными инвесторами - к значительному снижению капитализации и принуждению к продаже крупным игрокам. Необходимо определиться, важна ли для страны конкуренция на этом рынке. Важно также отметить, что рынок онлайн-кинотеатров – очень рискованная область для инвестиций, все сервисы еще убыточны и инвестировать в них соглашаются только иностранные инвесторы.
Законопроект создает барьеры для инноваций на рынке услуг и приложений, предоставляя антиконкурентные преимущества для ряда игроков рынка.
Требование внесения сервисов, подпадающих под регулирование, в специальный реестр, несет в себе значительные коррупционные возможности.
Определение «онлайн-кинотеатра», критерии "ориентированности на пользователей в РФ”, показа рекламы на русском языке, посещаемости не имеют однозначного объяснения. При этом в случае неисполнения положений закона авторы предполагают наказания вплоть до блокировок ресурсов.
Требование ответственности поисковых сервисов создает курьезную ситуацию, в которой действие законопроекта не будет распространяться на видеохостинг, но будет распространяться на поисковый сервис, которые эти видео проиндексировал.
Законопроект серьезно ограничивает конституционные права, поскольку ограничивает приватность в общении между пользователями в сети Интернет, делая невозможным анонимный обмен сообщениями.
Законопроект дублирует уже существующие законодательные нормы. В частности, это касается положений проекта, связанных с  идентификацией и хранением данных пользователей, с учетом недавно  принятого так называемого «закона Яровой» (Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности") . Ряд требований по модерированию и удалению противоправного контента в отношении видео-сервисов, как и любых других сайтов, уже исполняют положения 139-ФЗ и другого федерального законодательства.
Таким образом, законопроект рискует стать губительным для молодой отрасли онлайн-видео и отпугнуть инвесторов, готовых вкладывать средства в российские разработки и проекты. При этом все необходимые инструменты контроля за отраслью уже есть в арсенале у государства.
Источник: IOmbudsman.ru